Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 23.04.2024, 12:09

Средняя общеобразовательная школа № 7
г. Михайловки Волгоградской области

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воспитательная программа "Формирование нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников"

Разработана классным руководителем 10 «В» класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 7 г. Михайловки Волгоградской области» Челышевой Людмилой Викторовной

Пояснительная записка.
  Нравственный человек - это человек, соблюдающий нормы обще¬ственного поведения, требования морали, человек, выработавший опре¬деленную систему ценностей, соответствующую общественной морали.
Именно нравственное воспитание является стержнем воспитания, и классный руководитель именно в этом направлении должен организовы¬вать, планировать и прогнозировать свою работу. Предлагаемая про¬грамма имеет своей целью формирование у ребенка устойчивой нравственной позиции, умения существовать в социуме.
Основная цель воспитательной работы - стимули¬рование самостоятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя, формирование классного актива, деятельность органов самоуправления, воспитание ответственности за порученное де¬ло.
Решению данных задач могут способствовать следующие формы работы: классное собрание, деловая игра, конференция, анкетирование, беседа.
Планирование воспитательной работы в 10 – 11 классах осуществля¬ется с учетом характеристики коллектива, сложившихся в нем взаимоот¬ношений, традиций, интересов. Большое внимание уделяется инициативе учащихся в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий. Роль классного руководителя проявляется в оказании практической помо¬щи в организации коллективных дел, анализе результативности работы ак¬тива, состояния классного коллектива и личности ребенка. В связи с тем, что подростки данного возраста испытывают много психологических про¬блем, большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися.
 Методологическими ориентирами в построении модели деятель¬ности классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы, как системный, деятельностный, проблемно-целевой, культурологический, аксиологический, личностный.
Ведущие идеи модели:
* приоритетом воспитательной системы класса является воспитание нравст¬венных ценностей как ядра личности;
* гуманистическая направленность воспитания - основа воспитания нравст¬венных ценностей старшеклассников, где личность выступает «мерой всех вещей»;
* воспитание нравственных ценностей «пронизывает» всю деятельность классного руководителя.
В работе определен следующий состав моделируемых компонентов воспитательной системы класса: 
ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный.

Рассмотрим компоненты воспитательной системы класса.
1. Ценностно-целевой компонент включает в себя цели воспитания нравственных ценностей старшекласс¬ников; приоритетные идеи построения воспитательной системы, ориентированные на формирование нравствен¬ных ценностей.
 Главными целями воспитательной системы класса являются:
• созда¬ние единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности старшеклассников по воспитанию нравственных ценностей;
• удовлетворение на¬ционально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков учащихся;
• воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и самоактуализации.
  Исходя из целей, моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность. При конструи¬ровании целей классный руководитель ориентируется на:
• цель-идеал, к которому стремится общество, школа, классный руководитель; 
• цель-процесс, направленный на проектируемое состояние воспитательного процесса для воспитания желаемых нравственных ценностей старшеклассников;
• цель-результат как желаемый образ выпускника, который планируется достичь. 
Главная характеристика нравственных ценностей - ориентация на добро (во благо).
Рефлексивное управление
1. критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой;
2. анализ и оценка результативности;
3. воспитательный анализ управления системой;
4. самоуправление

Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, т.к. они пре¬дусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение желаемого образа выпускника. Формулируем их следующим образом:
* приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры;
* повышение роли ученического самоуправления в планировании, организа¬ции и анализе жизнедеятельности в классном сообществе;
* участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе для перспективного развития учащихся и классного коллектива.
В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы класса, ориентиро¬ванной на формирование воспитание нравственных ценностей:
* развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно ориентированного воспитания;
* развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение народных обы¬чаев, семейных традиций;
* создание условий для нравственного самовыражения личности;
* развитие и динамика становления субъект-объектных отношений между членами классного сообщества;
* педагогическая поддержка личности;
* построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, при¬знания индивидуальности каждого члена коллектива.
2. Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие следую¬щих субъектов: классного руководителя, учащихся класса, родителей класса, зна¬чимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря и др.).
Особое место в воспитательной системе класса отводится классному руково¬дителю как главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функцио¬нировании воспитательной системы класса. Он разрабатывает как близкие, так и далекие цели воспитательной системы, прогнозирует результат своей деятельности по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников, осуществляет индиви-дуальный подход к старшеклассникам.
Функции классного руководителя по разделу «Воспитание нравственных цен¬ностей»:
* изучение приоритетных жизненных ценностей и ориентиров и нравствен¬ных ценностей;
* введение в практику тренинговых часов саморазвития с целью изучения учащимися собственных волевых качеств, нравственных убеждений;
* изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира, своей страны, города, в котором проживают; традиций своей семьи, школы;
* выпуск школьных газет, постановка спектаклей, посещение театров, музе¬ев, выставок, обеспечивающих встречу учащихся с нравственными ценно¬стями своего города;
* организация фестивалей, концертов, демонстрирующих примеры нравст¬венности, образы освоения и преобразования нравственной культуры;
* демонстрация родителям культурного потенциала класса и школы;
* демонстрация талантов учащихся (концерты, творческие отчеты, вечера, дни открытых дверей и т.д.);
* развитие диалогического стиля мышления.

Диагностика, используемая в работе классного руководителя:

* методика неоконченных предложений: «Добро - это...»; «Зло - это...» и т.д.;
* ранжирование понятий;
* анкета для старшеклассников о нравственных ценностях;
* методики изучения воспитанности школьника: «Репка, или какие качества я в себе вырастил?»; хранилище человеческих качеств, методики: «Спра¬ведливость», «Что мы ценим в людях?», «Выбор», «Самооценка скромно¬сти», «Направленность личности», «Характеристика», «Разложи картин¬ки», «Работа на конвейере».

Задачами в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей являются: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении; созда¬ние гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценно¬стей учащихся. Основными направлениями в деятельности классного руководителя по развитию нравственных ценностей являются: индивидуальная работа с учащимися и ро¬дителями классного сообщества; организация эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки; взаимодей-ствие со всеми субъектами воспитательной системы класса и школы.
Вышеназванные задачи помогают адекватно выстраивать отношения со сле¬дующим участником субъект-субъектных отношений - учащимися класса. Учащиеся класса являются полноправными субъектами развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы класса. Своеобразие классной воспита¬тельной системы во многом обусловлено индивидуальными особенностями, возрастом учащихся, влияющими на создание индивидуальной воспитательной системы класса. Особенностью возраста старшеклассников является вступление в период юности. Для них характерна потребность в диалоге, их интересует поиск решения проблем, не толь¬ко с целью «найти истину», но и чтобы самоутвердиться. Ценнейшим психологиче¬ским приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, которое рав¬нозначно «для юноши настоящей коперниковской революции» (И.С. Кон).
Третьим важным компонентом в создании воспитательной системы класса являются родители. Они выполняют важные функции при создании воспитатель¬ной системы нравственной ориентации, принимая активное участие в построении модели класса, в составлении плана воспитательной работы классного руководите¬ля, в событийной деятельности класса, ощущая нравственное единение со своими детьми и с классным руководителем.
Четвертый компонент - включение других значимых взрослых (учителей-предметников, администрацию, психолога и др.) в субъект-субъектный компонент моделирования воспитательной системы класса. Мы согласны с мнениями Е.Н. Степанова, отмечающего, что правильно поступают в тех учреждениях обра¬зования, где пытаются объединить в одну команду всех учителей, ведущих учеб¬ную и внеклассную деятельность в том или ином классе, чтобы максимально согла¬совать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов. Наиболее плодотворным типом взаимодействия классного руководите ля, учителей-предметников, учащихся и родителей по воспитанию нравственных ценностей является сотрудничество, которое предполагает: объективное знание, взаимопонимание, опору на лучшие стороны друг друга; гуманные, доброжела-тельные и доверительные взаимоотношения; активность взаимодействующих сто¬рон в установлении контактов и организации деятельности; совместно осознанные и принятые цели и правила действий; положительное влияние друг на друга, сти¬мулирующее нравственный и творческий рост детей, родителей и самих педагогов.

3. Содержательный компонент моделирования воспитательной системы клас¬са носит полиструктурный характер, он выполняет системообразующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функцио¬нирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субъектов воспитательного про¬цесса, ориентированная на становление у воспитуемых нравственных ценностей. Содержательный компонент выполняет следующие функции: ориентирующую (обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования); субъектно-личностную, основанную на выявлении ценностей существования себя и других людей; операционную - создание своей роли, понимание и осознание историческо¬го прошлого и будущего; духовную - ориентация на духовно-нравственные обще-человеческие ценности, нормы и правила в поведении и поступках.
Воспитательная система класса строится на основе содержательной програм¬мы воспитания. 
Цели и задачи программы:
* воспитание нравственных ценностей старшеклассников на основе их озна¬комления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;
* ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в
различных жизненных ситуациях;
* формирование нравственной среды воспитания в классе и создание усло¬вий личностного нравственного развития ценностных ориентации.
Разработанная программа воспитания нравственных ценностей состоит из введения и 46 тем. 
Программа реализуется в различных формах взаимодействия на классных часах, дискуссиях, беседах, тренингах, практикумах, турнирах знатоков. Работа по про¬грамме раскрывает содержательную сущность данной модели, ориентированную на воспитание нравственных ценностей у старшеклассников.
Содержание программы по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников.

№  
1 Нравственные ценности.
2 Человеческие ценности.
3 Вера.
4 Добро.
5 Жизнь.
6 Память.
7 Правда.
8 Свобода.
9 Совесть.
10 Счастье.
11 Честь.
12 Воспитание.
13 Чувства.
14 Душа.
15 Благодарность.
16 Гордость.
17 Долг.
18 Дружба.
19 Жертвенность.
20 Зависть.
21 Любовь.
22 Надежда.
23 Покаяние.
24 Воздаяние.
25 Качество.
26 Характер.
27 Воля.
28 Добросердечность.
29 Жестокость.
30 Милосердие.
31 Мечтательность.
32 Мудрость.
33 Смелость. Трусость.
34 Сила духа
35 Скромность.
36 Творчество.
37 Совершенство.
38 Принципы.
39 Аскетизм.
40 Вежливость.
41 Оптимизм. Пессимизм.
42 Трудолюбие. Леность.
43 Скупость. Щедрость.
44 Тактичность.
45 Человеколюбие.
46 Заключение.

Разработки классных часов, раскрывающие ту или иную тему программы, представлены в разделе Методическая работа


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz