| Сегодня в обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания (научить их читать, считать, писать), а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на мышление превращает эмоционально – духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны. Компьютеры и другие новейшие технические средства не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Существует и другая важная проблема: у детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недоста¬точно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и худо¬жественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочини¬тельство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наибо¬лее распространенным видом творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными пережи-ваниями» (Л.С.Выготский).
Учитывая существующие проблемы, мы разработали программу «Театр и дети», главной целью которой является развитие у детей способностей к художественному творчеству, постижение основ театрального искусства через наиболее характерные для него формы творческой деятельности.
Занятия по программе осуществляются с воспитанниками школьной театральной студии «Дебют», которая создана в 2001 году. Программа «Театр и дети» рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, обладающих разноуровневыми способностями – мы рады общению с каждым ребенком, проявляющим интерес к театрализованной деятельности. Ведь знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства. Программа «Театр и дети» состоит из 3х курсов: • «Арт – потешки». Этот игровой курс осваивают учащиеся 9-12 лет.
В каждом курсе программы обучение ведется по следующим разделам: • введение в тренировочный процесс; • основы сценической речи; • основы сценического движения; • основы актёрского мастерства; • основы театральной культуры; • основы сценографии.
Воспитание детей средствами театра направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству.
Специальные театральные игры развивают главным образом воображение и фантазию ребят, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Театральная игра предполагает получение ответов на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? В театральных играх мы главным образом опираемся на личный практический опыт детей и предоставляем им как можно больше самостоятельности, активизируя работу детского воображения.
Уже на первых уроках театрального мастерства ребенок включен в социальные взаимодействия, потому что, как мы неоднократно говорили, театральная деятельность – это искусство коллективное. Уроки театра решают проблемы социального партнерства, межличностных отношений. На первом этапе мы используем самый простой и хорошо знакомый детям литературно-драматургический материал: сказки, рассказы, миниатюры. Обязательные условия при подборе материала для театрализованной деятельности – учет возрастных возможностей, знаний и умений детей. Но в то же время драматургический материал должен обогащать жизненный опыт ребенка, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности. Спектакли, как правило, играются несколько раз. Это дает возможность юным актерам осознать правильность того, что они делают на сценической площадке. Как правило, в последующих спектаклях они пытаются действовать по-другому, а это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, практически каждый спектакль мы играем двумя составами. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретает новые краски, новое звучание. Каждый ребенок вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции, свои ощущения. Таким образом, мы побуждаем ребенка искать свои средства выразительности, а не подражать другим исполнителям. Это – один из приемов раскрытия индивидуальности ребенка. Публичное выступление является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся, позволяет каждому ребенку пережить чувство радости, успеха, признания зрителей, а зрители – это вся школа: дети, родители, учителя.
В процессе работы театральной студии «Дебют» сложилась инициативная творческая группа педагогов – предметников эстетических дисциплин, литературы, истории. У нас появилась сценическая площадка со стандартным набором одежды сцены, репетиционная аудитория, необходимая звукоусилительная, звукозаписывающая аппаратура, мультимедийный проектор, складское помещение заполнилось простейшими декорациями, реквизитом и костюмами.
За годы существования студии ее участники сумели освоить разнообразный по масштабам, по жанру литературный и драматургический материал. В числе инсценировок и спектаклей: «Мир планете Земля» Г.Полежаева, «Прощай, 20й век» (публицистический спектакль по произведениям писателей и композиторов 20го века), сцены из спектаклей «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, мюзикл «Сказка про сказку» по произведениям Х.К.Андерсена, «Волшебное зеркало» М. Мокиенко, мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Кромова, «Кто поедет в новый век?» М. Бартенева. Воспитанники студии ежегодно в числе победителей и призеров городских и зональных конкурсов чтецов, фестивалей детского художественного творчества «Радуга талантов», «Детские фантазии». Выпускники школы, в свободное время занимающиеся театральной деятельностью, имеют возможность, став студентами Михайловского педколледжа или филиала ВГПУ, продолжить занятия в Арт-клубе «Наш театр» ЦКИ «Космос».
|