Театральная студия "ДЕБЮТ"
Сегодня в обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания (научить их читать, считать, писать), а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на мышление превращает эмоционально – духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны. Компьютеры и другие новейшие технические средства не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Существует и другая важная проблема: у детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недоста¬точно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и худо¬жественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочини¬тельство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наибо¬лее распространенным видом творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными пережи-ваниями» (Л.С.Выготский). Уже на первых уроках театрального мастерства ребенок включен в социальные взаимодействия, потому что, как мы неоднократно говорили, театральная деятельность – это искусство коллективное. Уроки театра решают проблемы социального партнерства, межличностных отношений. Спектакли, как правило, играются несколько раз. Это дает возможность юным актерам осознать правильность того, что они делают на сценической площадке. Как правило, в последующих спектаклях они пытаются действовать по-другому, а это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, практически каждый спектакль мы играем двумя составами. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретает новые краски, новое звучание. Каждый ребенок вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции, свои ощущения. Таким образом, мы побуждаем ребенка искать свои средства выразительности, а не подражать другим исполнителям. Это – один из приемов раскрытия индивидуальности ребенка. Публичное выступление является основной и конечной формой творческой самореализации учащихся, позволяет каждому ребенку пережить чувство радости, успеха, признания зрителей, а зрители – это вся школа: дети, родители, учителя. Воспитанники студии ежегодно в числе победителей и призеров городских и зональных конкурсов чтецов, фестивалей детского художественного творчества «Радуга талантов», «Детские фантазии».
Учитывая существующие проблемы, мы разработали программу «Театр и дети», главной целью которой является развитие у детей способностей к художественному творчеству, постижение основ театрального искусства через наиболее характерные для него формы творческой деятельности.
Занятия по программе осуществляются с воспитанниками школьной театральной студии «Дебют», которая создана в 2001 году. Программа «Театр и дети» рассчитана на учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, обладающих разноуровневыми способностями – мы рады общению с каждым ребенком, проявляющим интерес к театрализованной деятельности. Ведь знакомство со спецификой и видами театрального искусства, общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи полезны всем детям, поскольку развивают качества и формируют навыки, необходимые любому культурному и творчески мыслящему человеку, способствуют развитию интеллекта, активизируют познавательный интерес, расширяют знания ребенка об окружающем мире, готовят его к тонкому восприятию различных видов искусства.
Программа «Театр и дети» состоит из 3х курсов:
• «Арт – потешки».
Этот игровой курс осваивают учащиеся 9-12 лет.
В каждом курсе программы обучение ведется по следующим разделам:
• введение в тренировочный процесс;
• основы сценической речи;
• основы сценического движения;
• основы актёрского мастерства;
• основы театральной культуры;
• основы сценографии.
Воспитание детей средствами театра направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству.
Специальные театральные игры развивают главным образом воображение и фантазию ребят, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Театральная игра предполагает получение ответов на вопросы: почему, для чего, зачем я это делаю? В театральных играх мы главным образом опираемся на личный практический опыт детей и предоставляем им как можно больше самостоятельности, активизируя работу детского воображения.
На первом этапе мы используем самый простой и хорошо знакомый детям литературно-драматургический материал: сказки, рассказы, миниатюры. Обязательные условия при подборе материала для театрализованной деятельности – учет возрастных возможностей, знаний и умений детей. Но в то же время драматургический материал должен обогащать жизненный опыт ребенка, пробуждать интерес к новым знаниям, расширять творческие возможности.
В процессе работы театральной студии «Дебют» сложилась инициативная творческая группа педагогов – предметников эстетических дисциплин, литературы, истории. У нас появилась сценическая площадка со стандартным набором одежды сцены, репетиционная аудитория, необходимая звукоусилительная, звукозаписывающая аппаратура, мультимедийный проектор, складское помещение заполнилось простейшими декорациями, реквизитом и костюмами.
За годы существования студии ее участники сумели освоить разнообразный по масштабам, по жанру литературный и драматургический материал. В числе инсценировок и спектаклей: «Мир планете Земля» Г.Полежаева, «Прощай, 20й век» (публицистический спектакль по произведениям писателей и композиторов 20го века), сцены из спектаклей «А зори здесь тихие» Б.Васильева, «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, мюзикл «Сказка про сказку» по произведениям Х.К.Андерсена, «Волшебное зеркало» М. Мокиенко, мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Кромова, «Кто поедет в новый век?» М. Бартенева.
Выпускники школы, в свободное время занимающиеся театральной деятельностью, имеют возможность, став студентами Михайловского педколледжа или филиала ВГПУ, продолжить занятия в Арт-клубе «Наш театр» ЦКИ «Космос».