Разработана социальным педагогом Байбаковой Лилилей Владимировной
Пояснительная записка
В связи со сложной ситуацией в стране, когда ученик средней школы подвержен различным негативным влияниям не только с внешней стороны, но порой даже и в семье, обществу нужны коренные перемены в области профилактической работы. В школе профилактическая работа должна опираться на лучшие качества учащихся, на их достижения, пусть и небольшие.
Умение самостоятельно мыслить и принимать решения, не перекладывая собственной ответственности на других, в современной российской жизни необходимо каждому. Умение делать выбор – большое искусство, которому учатся годами. Очень часто выбор делается без участия человека, за него и совсем не в его интересах. Или по-другому: выбирают одни, а отвечают за это другие.
Программа может и должна помочь обучающимся как можно раньше увидеть проблему выбора, научиться выбирать свой путь, научиться отвечать за свою жизнь. Требования к современной школе значительно возросли. От нее требуется не только дать учащимся некоторый объём знаний, но и сформировать навыки активной жизненной позиции, в том числе потребность в самостоятельном принятии решений в различных жизненных ситуациях и готовность нести ответственность за принятые решения.
Одна из ключевых идей программы «Выбор» в том, что нет правильного или неправильного выбора. Есть выбор каждого конкретного человека, и есть его ответственность за каждый сделанный выбор. Задача педагогического коллектива лишь подсказать возможные альтернативы, возможные последствия, но выбирает ученик.
У программы «Выбор» есть и вторая составляющая – это выбор и для учителей. Подавляющее большинство педагогов нашей школы владеют в основном традиционными, часто дидактическими образовательными технологиями в профилактической работе. Но современная жизнь требует от педагогики в целом и от каждого конкретного учителя нового социального содержания, новых технологий преподавания, новых отношений с учениками. Всего того, что помогает учащимся на практике познакомиться с жизнью еще в стенах школы, научиться делать верный выбор и нести за него личную ответственность. Для помощи учителям в программу включена значительная методическая составляющая – арсенал для учителя, в него входит иротехника, групповые дискуссии и другие приемы современной педагогики.
Наша школа – это школа личностно-ориентированного диалога, подразумевает не только диалог между учеником и учителем, но и диалог между учениками. Программа по профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) «Выбор» включает в себя целенаправленное обучение школьников противостоять внешним отрицательным факторам, уметь формулировать и высказывать собственную позицию, аргументировано защищать ее и оспаривать позицию оппонента, работать в группе, согласовывать позиции, искать и находить компромисс. Всегда говорить – «Нет – наркотикам!», «Нет – алкоголю!», «Нет – табакокурению!».
Сроки реализации программы: 2008-2009 учебный год.
Цели программы:
Сформировать у учащихся устойчивую негативную реакцию к употреблению ПАВ.
Развивать первичные умения анализировать любую социальную ситуацию , предоставляющую возможность делать правильный обоснованный выбор, принимая на себя ответственность за принятое решение.
Задачи программы:
Своевременное выявление учащихся групп риска.
Проведение активной работы с родителями.
Проведение занятий по соответствующим тематикам в наиболее доступной учащимся форме
Создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы в работе.
Развитие навыков поведения, обеспечивающих здоровый образ жизни ведущих к здоровью и препятствующих употреблению ПАВ.
Направления работы по программе:
Профилактика вредных привычек.
Профилактические меры охраны здоровья и здорового образа жизни.
Профилактика употребления ПАВ.
Профилактика нарушений в поведении в быту, на улице, в обществе.
Профилактика безнадзорности.
Работа с родителями.
В основе программы лежат методики формирования правильного отношения к современной жизни:
«Я - свободный человек»
Базируется на естественном праве человека быть свободным в своих потребностях, желаниях и разнообразных проявлениях. Это понимание свободы лежит в основе разработки всего материала курса.
«У меня, как у свободного человека, есть право выбора»
Свободным можно назвать только того человека, который имеет возможность выбирать, как минимум, из двух вариантов действий, поступков, поведения, образа жизни и др. Это положение определяет содержание предлагаемых занятий и методику их проведения.
«Я имею право знать все имеющиеся варианты выбора»
Реальная реализация пава выбора возможна только в том случае, когда человек может ознакомиться со всеми имеющимися вариантами, со всеми без исключения, какими бы они ни были. Никто не имеет права скрывать от человека тот или иной вариант на основании каких-либо причин.
«Я могу сделать правильный выбор, опираясь на детальное знание каждого варианта»
Верный, с точки зрения самого человека, выбор возможен только в том случае, когда он может детально изучить каждый вариант со всех сторон, включая как положительные моменты данного выбора, так и его отрицательные, негативные последствия. Причем, при изложении того или иного варианта нельзя утаивать, прятать от человека негативную информацию. Он долен знать максимально больше, только такое знание – основа для верного выбора.
«Я самостоятельно делаю свой выбор»
Обладание исчерпывающей информацией позволяет человеку самостоятельно делать выбор на основе собственных ценностей, который в данной ситуации кажется ему оптимальным, оправданным, верным. Это является неотъемлемым признаком реальной социальной активности человека и гражданина – совершение самостоятельных действий по осуществлению выбора по собственной инициативе.
«Я несу личную ответственность за свой выбор»
Принципиальное отличие свободного человека, сделавшего самостоятельный выбор из нескольких возможных альтернатив, состоит в том, что он готов и несет личную ответственность за свой выбор и в случае наступления негативных или нежелательных последствий ни при каких обстоятельствах не перекладывает эту ответственность на других.
Именно эта последовательность определяет построение учебного материала программы и разработку методики изложения и изучения учащимися.
1. технологиям профилактической работы с обучающимися;
2. обеспечение работы спортивных секций, кружков во внеурочное время;
3. организация работы по программе.
Этапы реализации программы
этап. Сентябрь – ноябрь.
Цель:
представление программы;
создание предпосылок функционирования школы как школы, свободной от вредных привычек.
Задачи:
1. приведение учебно-воспитательного процесса в соответствие с требованиями в соответствие с требованиями, предъявляемыми к сохранению здоровья учащихся;
2. проведение тематического семинара для классных руководителей по современным
этап. Декабрь – февраль.
Цель:
проанализировать положительные аспекты программы и возможные трудности, а также провести коррекционную работу.
Задачи:
1. организация и проведение диагностик уровня и качества работы по профилактике употребления ПАВ учащихся.
2. организация и проведение профилактической работы с родителями.
этап. Март – май.
Цель:
разработать стратегию дальнейшего развития программы «Выбор».
Задачи:
1. организация здоровьесберегающей жизнедеятельности учащихся в школе, организация профилактической работы.
2. формирование потребности к ведению здорового образа жизни у учащихся и устойчивых знаний по вопросам употребления ПАВ.
Ожидаемые результаты:
1. Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди обучающихся в школе.
2. Усиление личностных ресурсов сознания обучающихся, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения.
3. Развитие стратегии преодолевания проблем и избегания ситуаций, связанных с риском наркотизации.
4. Наличие навыков противодействия наркомании, решение жизненных проблем, поиск, восприятие и оказание социальной поддержки в сложных жизненных ситуациях себе и другим, принятие ответственности за собственное поведение, эффективность открытого общения.
Оценка эффективности программы
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
Снижение числа обучающихся, поставленных на внутришкольный учет за совершение поступков, связанных с употреблением веществ, вредных для здоровья;
Оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации программы;
Итоги медицинского обследования учащихся школы.