Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.04.2024, 05:40

Средняя общеобразовательная школа № 7
г. Михайловки Волгоградской области

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 167
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Система воспитательной работы школы

  Содержание воспитания связано с нравственными ценностями, которые принимает, исповедует и которым следует личность. Нравственное формирование личности осуществляется через социальное и личностное влияние (в том числе семьи, педагогов, окружения), через деятельность (в том числе социально-обусловленную), через отношения, в которые вступает личность, и через отношение личности к законам, нормам и правилам (к тем правовым и нравственным установлениям, которые определяют нравственную зрелость личности).  В нашей школе, впрочем, так же, как и в любом другом учебном заведении, осознающем в полной мере свою миссию, свое предназначение, наступило время определения новых приоритетов. Коллектив оказался в состоянии «концептуального кризиса», что создало ситуацию для организации и проведения педагогического совета, в ходе которого следовало выработать основные педагогические принципы жизни школы в новых современных условиях. Для этого нам необходимо было выяснить, как в сознании каждого учителя соотносятся ценности предметного знания, личностного развития и воспитания. Какими, в связи с этим, видятся внутришкольная среда и отношения: школа – родители; ученики – учителя; ученики – ученики; учителя- учителя; все вместе и поодиночке – администрация. Предварительное анкетирование помогло определить расстановку сил, а дискуссия по проблеме моделирования воспитательной системы школы способствовала формированию инициативных творческих групп. Мы пришли к пониманию, что главным условием при создании воспитательной модели школы необходимо считать то, что все дети от природы наделены различными способностями, поэтому наша будущая модель воспитательной системы должна быть гибкой, рассчитанной на индивидуальность ребенка. Педагоги должны предоставить ребенку множество различных видов деятельности, среди которых он сам найдет себе близкий род занятий.
  Ни одна школа не может сегодня заявить о себе как о гуманитарной, современной, новой, если она ограничивается только передачей знаний, не развивая в ребенке способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки, если она не учит детей ценить и развивать свою собственную уникальную личность. Личность школьника в такой системе не объект воспитательных воздействий, а полноправный субъект воспитательного процесса. Моделируя образ такой личности, мы исходили из социального заказа общества, из представлений о личности ближайшего окружения школьника (родителей, сверстников, учителей) и его собственной.
  Процесс модулирования воспитательной системы школы мы начали с диагностирования исходного состояния:
- исследования потребности социума через анкетирование, соцопросы;
- исходное состояние участников образовательного процесса;
- исследование объективных материальных возможностей: финансирование программы за счет бюджетных и спонсорских средств;
- возможности учреждений дополнительного образования и др. учреждений, составляющих микросреду.
  Исследовав объективные материальные возможности, возможности учреждений дополнительного образования и сети социально-досуговых учреждений комитета по делам молодежи, используя данные соцопроса, анкетирования, наблюдения, педагогических экспериментов, собеседований мы выяснили исходное состояние участников образовательного процесса – учащихся, родителей, педагогов, степень готовности выполнять воспитательную миссию.
  За основу были взяты следующие принципы гуманистического управления воспитательным процессом:
 - «Личность воспитателя значит все в деле воспитания» К.Д.Ушинский;
 - степень свободы должна позволять педагогу раскрыть свой внутренний потенциал;
- педагог должен быть поставлен в ситуацию, позволяющую осуществить свой профессиональный выбор и возможность самостоятельного принятия решений;
- гуманистическое управление основывается на мотивационном подходе;
- в основе управления должны лежать принципы демократизации, толерантности, стимулирования педагогической деятельности, уважения прав личности педагога и ребенка, принцип управления успехом, принцип индивидуализации;
- основная задача администрации заключается в формировании продуктивной педагогической среды и положительного психологического климата;
- возрастает роль коллективного управления, включения всего коллектива в управление делами школы;
- контроль носит диагностирующий, обучающий, поддерживающий характер;
- в школе должны быть созданы условия для поддержки творческих педагогов;
- педагоги с любовью относятся к своей школе, к своей профессии.

На основе анализа современных концепций воспитания были определены следующие подходы к воспитанию:
• личностно - созидающий подход в организации воспитательного процесса, изначальная устремленность педагогического коллектива на созидание растущей личности, ее непрерывный рост;
• индивидуализация растущей личности в процессе ее социализации, предоставление ребенку права выбора форм и направлений своей деятельности, своего досуга;
• создание благоприятных условий для удовлетворения многообразных культурно-образовательных потребностей детей, их психического и физического оздоровления;
• создание условий для удовлетворения дефицита общения всех участников образовательного процесса, для самовыражения, самоутверждения, самореализации каждого ребенка.
 Создание воспитательной системы в школе - непрерывный процесс совместного творческого поиска всех педагогов, а также родителей и учащихся, благодаря которому школа приобретает свое лицо. 

 Концептуальными идеями, положенными в основу воспитательной системы школы, стали идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного, развивающего пространства. Научным обоснованием программы стали идеи и педагогические системы В.А.Караковского, И.П. Иванова, И.А. Ямбурга, Н.Е.Щурковой.
 
 Цель создания воспитательной системы школы – развитие личности и формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству, реализация учебных и досуговых программ в интересах личности ребенка.
   
 Системообразующей деятельностью, обеспечивающей реализацию целей и задач воспитательной программы, является совместная познавательная деятельность педагогов и школьников. При этом важно понимать: полноценная реализация намеченных целей возможна только при условии, что на нее ориентированы также все другие виды деятельности школьного сообщества. Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребенка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом
 Отношения в школе между участниками образовательного процесса предполагают гуманистический характер.
Среда воспитательной системы школы должна расширяться управляемо и постепенно в направлении возрастания открытости.
Управление развитием воспитательной системы осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
- актуализация воспитательного потенциала учебного процесса;
- развитие профессиональной позиции каждого педагога школы как
  воспитателя;
- переход от «воспитательных мероприятий» к системе ключевых дел;
- обеспечение процесса коллективообразования в классах;
- поддержка детского самоуправления;
- насыщение учебно-воспитательного процесса различными формами
  дополнительного образования;
- обеспечение конструктивного взаимодействия и сотрудничества
  педагогического, ученического и родительского сообществ;
- расширение среды, освоенной субъектами воспитательной системы.

Механизм функционирования воспитательной системы школы.
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
• развивающая, направленная на стимулирование положительных изменений в личности ребенка, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых;
• интегрирующая, содействующая соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
• регулирующая, связанная с упорядочением педагогических процессов и их влияния на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов;
• защитная, направленная на повышение уровня социальной защищенности детей и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребенка и процесс его развития;
• компенсирующая, предполагающая создание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребенка, раскрытии и развитии его склонностей и способностей;
• корректирующая, заключающаяся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения ребенка с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.


Принципы воспитательной системы.

Принцип вариативности.
Право на добровольный выбор участия в деятельности детских объединений и в мероприятиях, проводимых секциях, кружках, студиях.
Принцип сотрудничества.
Право ребенка выступать в качестве субъекта целепологания, т.е. право решать проблему с двух сторон – взрослыми и детьми.
Принцип инновационный.
Право на активный инновационный поиск ребенком варианта «своего» образования и педагога дополнительного образования.
Принцип комфортности.
Право развивать свои интересы и потребности в максимально комфортных для развития личности условиях.
Принцип программности.
Право, определяющее возможность получения детьми дополнительного образования в соответствии с самым широким спектром познавательных потребностей и интересов детей.
Принцип самоуправления.
 Право на самоуправление школой.
Принцип заинтересованности.
 Право на познание ребенком заинтересовавших его явлений в более увлекательной и интересной форме.
Принцип адекватности.
Право выбирать из предложенного максимального объема информации столько, сколько он может усвоить.
Принцип коммуникативности.
Право расширять круг делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Принцип адаптивности.
Право на обеспечение механизмами и способами вхождения ребенка в сложную обстановку нестабильного общества.
Формирование воспитательной среды в школе, содействующей самовыражению личности детей и педагогов:
• поддержание благоприятного интеллектуального, нравственного и эмоционально-психологического климата в школе, наличие у детей и педагогов чувства комфортности, защищенности;
• обеспечение реальной свободы выбора в основных сферах жизнедеятельности ребенка и взрослого;
• существование реальных объектов и предметов для проявления учащимися и педагогами своих способностей;
• восприятие и детьми и взрослыми творчества как важнейшей ценности своей жизнедеятельности;
• создание системы психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей;
• использование в воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания;
• моделирование и построение воспитательных систем в кружках, секциях, ориентированных на участие личности в деятельности по формированию своих уникальных свойств и качеств;
• создание мониторинга по отслеживанию изменений в развитии личности и коллектива.

Условия успешной реализации воспитательной системы

1. Кадровое обеспечение.
Повышение квалификации педагогических кадров происходит дифференцированно, В течение учебного года для классных руководителей и с их участием проводятся методические семинары, которые охватывают темы педагогического и психологического взаимодействия с детьми и их родителями, развития творческих способностей детей, вариативные модели содержания воспитания, инновационные формы работы и т.д. Педагоги посещают семинары в других учебных заведениях города и области, ЦДТ, СДЦ, на которых рассматриваются вопросы специфики организации работы с классом, проводятся практические занятия, тренинги и пр.
2. Программно-методическое обеспечение.
• разработка программ и их апробация;
• разработка методических материалов по проведению тех или иных программ;
• разработка образцов текущей документации и их оформление;
• подготовка практикумов для педагогов по новым формам работы;
• разработка положений о проведении выставок, конкурсов и т.д.
  
  3. Информационное обеспечение.
Пополняется библиотечный фонд, проводятся тематические выставки литературы, методических разработок и программ. Для классных руководителей создан информационный банк данных в компъютерном кабинете.

  4. Документальное обеспечение.
Разработка системы воспитательной работы потребовала внесения изменений во внутришкольную документацию: были пересмотрены должностные обязанности классных руководителей, педагогов дополнительного образования, «Положение о Совете школы», в них внесены изменения; разработаны новые локальные акты «Положение о классном руководстве», «Положение о родительском собрании класса», «Положение о родительском комитете класса», «Положение о совете старшеклассников», «Кодекс этики ученика». На втором этапе реализации воспитательной программы школы предусмотрены разработки индивидуальных программ развития ребенка «Путь к успеху», «Я выбираю жизнь», «Мой выбор», «Полет души».
  5.Материальное обеспечение.
Школа обеспечена всеми необходимыми материальными ресурсами для создания условий плодотворной творческой работы всех участников образовательного процесса.


Результативность воспитательной системы.
Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий – самоактуализация личности учащегося. Получаемая с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность всех участников образовательного процесса жизнедеятельностью в образовательном учреждении.
Третий критерий – конкурентоспособность нашего образовательного учреждения. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в самом учреждении, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования города.

Перспективы развития воспитательной системы.
Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:
• совершенствование воспитательной системы школы;
• разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
• совершенствование системы самоуправления в школе;
• расширение спектра предлагаемых кружков и секций;
• обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса;
• разработка и внедрение курсов предпрофильной подготовки учащихся;
• апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz